В сериале «Оттепель» (2013 г.) есть «фотографическая» сцена с участием Евгения Цыганова и Анны Чиповской. Евгений Колков разбирает использованные в этом эпизоде приемы работы с моделью.
В коротком – всего лишь двухминутном – отрывке главный герой сериала «Оттепель» Виктор Хрусталёв, который, как вы помните, по сюжету был кинооператором, демонстрирует сразу три приема работы с моделью при портретной съемке.
Прием первый: «расскажи тайну». Это попытка наладить контакт с моделью, сократить дистанцию между моделью и фотографом. Ведь когда один человек рассказывает другому о каком-то своем секрете, они становятся ближе друг другу. Ситуация создания портрета – не исключение: поделившись с фотографом «сокровенным», модель начинает ему доверять и, как следствие, становится более управляемой.
Прием второй: «умножь». Это старый актерский прием, призванный «включить разум». Когда человек напряженно думает – например, считает в уме, – он выглядит умным в кадре, потому что глаза становятся «наполненными», отражают мыслительный процесс.
Прием третий: оскорбление. Весьма и весьма спорный прием. Да, он дает отличный, порою потрясающий внешний эффект. Однако если и применять это прием, то с большой осторожностью: разные люди по-разному реагируют на оскорбления, так что получить можно совсем не ту реакцию, на которую вы рассчитываете. И не только в кадре. :)
А вот самое важное, что стоит сказать об этом фрагменте сериала с точки зрения фотографии: судя по происходящему на экране, фотограф, снимая портрет, ничего не хочет о своей модели рассказать. Он хочет, чтобы она эффектно получилась в кадре – и ничего больше. Никакой идеи, которую фотограф стремился бы донести до зрителя, не замечено.
Все приемы работы с моделью, которые использует главный герой сериала в этом эпизоде «Оттепель», столь же известны, сколь и примитивны. Существует еще масса подобных приемов – простых, но позволяющих получить яркую реакцию модели. Однако сильная эмоция, выраженная мимикой модели, будь то реакция на боль, на страх или какие-либо внешние раздражители, еще не формирует портрет: ведь эмоция сама по себе не ведет к раскрытию образа портретируемого. Эффектная эмоция хороша в том случае, если является частью замысла по раскрытию образа и созданию истории внутри фотокадра.
Евгений Колков, основатель Школы фотографии OPEN FOTO