Фильм, в котором развитие кинематографа рассматривается сквозь призму операторского искусства, стоит посмотреть каждому, кто увлечен фотографией.
Документальная лента «В луче света» («Visions of Light», 1992 год) подобна прогулке по музею кино. Она основана на примерах работы кинооператоров в 1895-1990 годах. Мастера кинокамеры повествуют историю американского кинематографа, делятся воспоминаниями, и рассказы их иллюстрируются кадрами из созданных ими кинокартин, среди которых «Унесённые ветром», «Гражданин Кейн», «Ребенок Розмари», «Шанхайский экспресс», «Гроздья гнева», «Бульвар Сансет», «Беспечный ездок», «Крестный отец», «Таксист», «Апокалипсис сегодня», «Синий бархат», «Славные парни» и многие другие – всего около 100 фильмов.
Зачем фотографу смотреть фильм «В луче света»
Благодаря фильму «В луче света» вы сможете проследить развитие киноискусства глазами операторов. Вы увидите, как менялся подход к съемкам и манера съемок, как операторы работали со звездами, создавая их экранные образы – в первую очередь, с помощью освещения. Вы узнаете о приемах работы великих кинооператоров, о значении цвета в кино и, конечно, о значении света в построении кадра и формировании нужного воздействия на зрителя.
Собственно, свету и отводится главная роль в этом документальном фильме. Кинолента завершается цитатой: «Кто-то когда-то сказал, что освещение создает облик фильма и заставляет позы говорить так же красноречиво, как слова. Лучшие моменты в кино – это моменты, которые рождаются из того или иного освещения или его отсутствия. Если в фильме есть яркие образы, они останутся в умах у зрителей, и зрители унесут с собой образы, не только слова».
Именно поэтому каждому фотографу и фотолюбителю стоит посмотреть фильм «В луче света»: он окажется не только интересным для общего развития, но и полезным для совершенствования фотомастерства. В процессе просмотра невольно начинаешь думать о том, как те или иные приемы можно использовать в фотографии. Да, фотографам определенно есть чему поучиться у великих кинооператоров.
Цитаты из фильма «В луче света»
Конрад Холл: «Я думаю зрительными образами. Я думаю о том, что будет, если выключат звук. Смогут ли зрители разобраться в том, что происходит».
«Первостепенная важность актера или актрисы – двигатель голливудского фильма. И это диктовало кинооператору определенный лексикон его работы. Средний-средний-крупный план, крупный план через плечо: главным было, чтобы актеры, особенно актер и актриса в главных ролях, были так красивы, как только возможно. Если оператор хорошо снимал звезду, то звезда обладала достаточными возможностями для того, чтобы заключить с вами контракт, или, по крайней мере, для того, чтобы настаивать на выборе того или иного оператора для работы над фильмом».
Аллен Давио: «Что было совершенно необходимо во времена черно-белого кино – было необходимо отлично представлять, что такое фотография».
«Иногда важен свет, который не включают».
«Черно-бело кино гораздо более абстрактно, оно отстранено от реальности по сути своей. И оно дает бόльшую свободу драматических средств выражения».
Джон Бэйли: «20-е годы были золотой эрой кино, потому что камере тогда не мешал звук. Ей не мешали все эти технические приспособления, которые связаны с диалогом, с текстом, со звуком. Это было подлинно визуальное искусство».
Вилмош Жигмонд: «Все приходилось рассказывать зрительными образами. И я думаю, что когда появился звук, это была огромная катастрофа для кинематографа. Я думаю, что если бы звук появился на 10-15 лет позже, то искусство кино, искусство кинооператора оказалось бы больше развито, чем даже сейчас».
Чарльз Лэнг: «Кинооператору говорили: клади тени, куда хочешь, но только не на их лица. Зрители хотят видеть их лица. Это было правило – и это видно теперь в большинстве тех фильмов».
Стивен Х. Бёрум: «Когда снимаешь фильм, существует сценарий, существует какая-то история. И эта история диктует нам, что мы будем делать, как мы будем снимать этот фильм, как будет работать режиссер, как будут работать актеры. <…> Как кинооператор я стараюсь делать так, чтобы техническая часть моей работы была не видна в сцене. Я стараюсь найти самый простой подход к освещению. Я хочу, чтобы моя работа не мешала разворачиваться сюжету, не мешала игре актеров».
Гордон Уиллис: «Нет какого-то одного приема в визуальном решении картины, который сразу отмел бы все проблемы. Нужна хорошая работа художника, нужен хороший монтаж, хорошая структура кадра, нужно освещение, нужны фильтры. Недостаточно сделать что-то одно».
Витторио Стораре: «На первом этапе своей работы в кино я имел дело, в основном, со светом. Я изучал возможности, которые свет дает для самовыражения. Я старался показать на экране самые разные варианты света – а у него есть удивительные варианты: свет может быть очень резким и очень мягким, теплым и холодным, искусственным и естественным. И тут всегда возникают противоположности. <…> В «Последнем императоре» мне интересно было провести аналогию между жизнью и светом. Пу И совершает путь самопознания, и различным этапам этого пути соответствуют различные варианты света и различные цвета».
Фредерик Элмс: «Фильм «Голова-ластик» с самого начала сидел у Дэвида Линча в голове. И я думаю, моя задача как оператора заключалась в том, чтобы найти способы извлечь у него из головы этот фильм, заставить его объяснить мне в больших подробностях, как всё должно выглядеть, как должна двигаться камера, каким должно быть настроение фильма, ощущение от него. Он говорил мне, допустим: это темный угол, не просто темный, очень-очень темный, и мы начинали обсуждать, насколько темной бывает темнота».
Эрнест Р. Дикерсон: «Режиссер – это человек, который контролирует игру актеров в фильме, контролирует сюжет. Оператор контролирует свет».
Если вы увлечены фотографией – рекомендуем вам посмотреть фильм «В луче света». Кстати, он настолько увлекателен, что оторваться невозможно. Смотрится на одном дыхании.
Ксения Жданова, специально для сайта Школы фотографии OPEN FOTO
О встречах Школы фотографии OPEN FOTO «Кино глазами фотографа» >>
Расписание ближайших мероприятий Школы фотографии OPEN FOTO >>
Отзывы о Школе фотографии OPEN FOTO >>